postheadericon Происхождение сёл Старое и Новое Ермаково

Село Старое Ермаково (Нижний Ермак, Липовая гора) по имеющемуся у нас документальному источнику материала 5го фонда Государственного Архива Куйбышевской области датируется 1732 годом. А легенда и предания, на которые основывается А.М. Хайров в книге «Есть в Заволжье село», относят основание села к 1737 году. Если при установлении даты основания села Татарский Байтуган или Камышлы мы имели дело с фактом, что предания дают более древнюю датировку, чем документальный источник, то здесь наблюдается очень любопытная картина: предания относят датировку села к 1737 году, а документ «старит» село на 5 лет.
Рассмотрим подробнее обе даты: предания объясняют происхождение села Старое Ермаково тем, то в 1737 году несколько жителей села Ярмак отделились и спустились несколько вниз по течению реки Сок, основали село Нижний Ермак. Начиная с 40х годов XVIII века до конца XVIII века, сюда переселяются крестьяне из других краев: в 1739 году из Казанской стороны» татары, в 1740 году «поволжские мишари предположительно из Пензенского области, из Ульяновской области. Нужно отметить, что у современного населения села Старое Ермаково бытует мнение, что основная часть населения села по происхождению из современной территории Пензенской области. Автору во время службы в Вооруженных Силах (в 1978 – 1980 гг.) довелось встретиться с жителями из Пензенской области (Кузнецкий район), говор которого был очень похож на говор жителей села Старое Ермаково. О времени включения башкирского компонента в формирование населения села Старое Ермаково у нас нет сведений.
Основание села Старое Ермаково по документу датируется 1732 годом и связывается с Новозакамской укрепленной линией.  В системе этих укреплений входили деревянные крепости, фельдшанцы, редуты, непрерывные рвы, лесные засопи. Вдоль них располагались гарнизоны регулярных войск, оснащенные артиллерией, стрелковым оружием, запасом боеприпасов, продовольствия. Под защитой укрепленных линий очень быстро вырастали села и деревни, развивалось земледелие, основывался край.
Деревни выдвигались за пределы укрепленных линий по мере того, как опасность нападения со стороны нападения кочевников уменьшалось. В этот период из – под Казани, с правобережья Волги, на присоединенные земли царским правительством были поселены с обязательством нести военную службу татары – мишари. Так в материалах того же фонда 5 (опись 9, дело 107) записано, что в конце XVIII века служилыми татарами были образованы селения Новое Ермаково (1782 г.) и Новое Мансуркино (1797 г.). Село Новое Мансуркино в настоящее время входит в Похвистневский район Куйбышевской области. Сомнительной остается дата основания села Старое Ермаково, согласно документальному источнику, — 1732 г. Известно, что Новозакамская укрепленная линия строилась в 1732 – 1736 годы. Вызывает сомнение тот факт, что уже в первый год строительства (1732 год) часть мишарей – татар были поселены чуть ли ни в 45 км. От только что начавшейся строиться укрепленной линии. Годы основания Нового Ермакова (1782 г.) и Нового Мансуркина (1797), нам думается, более близки к истине. После построения Новозакамской укрепленной линии и заселения близлежащей территории, «авангардные» поселения служилых людей были выдвинуты на более далекое от укрепленной линии расстояние. Мы предполагаем, что служилые татары подселились в имеющееся здесь уже селение Нижний Ермак, в последствие Старое Ермаково – но не в 1732 году, а более позднее время.
Верстанные на военную службу служилые татары в XVII — XVII веках составляли определенное сословие Российской империи. Они были освобождены от ясака (подати). За ними закреплялись их поместья, кроме того, им назначалось жалование. По социальному составу сословие служилых татар не было однородным – выходцы из числа бывших казанских князей и мурз были возведены в высший ранг этого сословия, а набранные из «ясачных людей» составляли его низшую категорию.
С конца XVII века начинается ограничение прав служилых татар. Изданные Петром I в целях христианизации нерусского населения Поволжья законы 1713 и 1715 годов требовали ликвидации владения землей крестьянами в случае отказа владельцев креститься, то есть принять христианскую веру. Крестившиеся служилые татары были приравнены к русскому дворянству и в землевладении и в использовании труда крепостных людей: они имели право свободного обмена поместьями с русскими помещиками, могли содержать в своих поместьях русских крестьян, имели право проживать в городах смежно с русскими.
В состав татар, привлеченных к государственной службе на оборонительных линиях, в том числе и на Новозакамской оборонительной линии, были и татары – мишари. Переведенные царским правительством с правобережья Волгина пограничные восточные земли, татары – мишари получили земли в виде вотчин и поместий.
В «Списках населенных мест по сведениям 1859 года» отмечается, что в конце XVIII века служилые татары вместе с ясачными, торговыми и «содержащими ям» татарами были отнесены к категории государственных крестьян – однодворцев. Итак, в формировании населения села Старое Ермаково, кроме казанских татар, приняли участие башкиры и служилые татары (преимущественно татары – мишари).
В 1859 году в с.Старое Ермаково было 151 дворов, 1019 жителей, была мечеть и, как отмечалось в «Списках населенных мест по сведениям 1859 года», жили государственные крестьяне и башкиры. Служилые татары перешли в разряд государственных крестьян. Село Новое Ермаково, основанное в 1782 году служилыми татарами самое нижнее по течению реки Сок татарское село нашего района. Кроме этой даты, упомянутой в документальном источнике, мы не имели других сведений о дате основания села. В тех же «Списках населенных мест по сведениям 1859 года» жители села названы «башкирами», а в «Списках мировых участков и волостей (на 1 января1872г) «тептярями, водворенными на казенных землях»; в селе было 60 дворов, 454 жителя, была мечеть. Видимо, служилые татары были отнесены сначала к башкирам, а впоследствии, как мы видим, и башкиры, и служилые татары были отнесены к «тептярям водворенным на казенных землях». Село Новое Ермаково имело и второе название – « Утарь Елга» (фонд 5, Государственный Архив Куйбышевской области).
Память о башкирах, ассимилированных татарами — тептярами и татарами – мишарями – до сих пор встречается в воспоминаниях стариков села, что предки части современных жителей сел Старое и Новое Ермаково были башкиры. Исследователь истории татарского народа Д. М. Исхаков в своей работе «Расселение и численность татар в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII — XIX веках» (Москва, 1980 г.) считает, что башкиры, жившие вместе с татарами – тептярями, татарами – мишарями утратили свое этническое самосознание и поэтому до конца XIX века башкир можно считать принадлежащими к татарскому народу.
Р. Каримов

Решаем вместе

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ТОЧКА РОСТА
СВУ МОиН СО
Северо - Восточное управление
Телефон доверия
Доп. образование
Ресурсный центр
ГБУ ДПО Похвистневский РЦ
Персональныеданные.дети
ГБУ ДПО Похвистневский РЦ
РЦМО
Региональный центр мониторинга в образовании
Минпросвещения России
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ